Возврат денег за туры из-за коронавируса? Рекомендации юристов

Возврат денег за туры из-за коронавируса? Рекомендации юристов

Подпишитесь на туристические новости:

  • Подписка.Mail

Положен ли туристам возврат средств за несостоявшиеся туры в Китай и как поступать турагентствам, «традиционно» оказавшимся в зоне риска между туристами и туроператорами. Рекомендации по этому вопросу представили юристы компании «Юристы для турбизнеса: Байбородин и партнеры».

Эксперты напомнили, что еще 24 января Ростуризм заявил о наличии обстоятельств, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности туристов, находящихся в Китайской Народной Республике, связанной с участившимися случаями заражения новым коронавирусом. «Согласно заявлению Ростуризма от 24 января 2020 года, в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий (ст. 10, 14 Закона № 132-ФЗ, ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации). При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта», — прокомментировал Александр Байбородин, глава юридической компании. При этом судя по сообщениям турагентств, с возвратом средств возникают проблемы. Варианты туроператоры предлагают следующие:

  • Возврат денег за отмененные туры в Китай за вычетом расходов по туру.
  • Возврат денежных средств в будущем без указания каких-либо сроков (например, возврат «в течение двух месяцев после возобновления обслуживания с КНР»)
  • Возврат денег после окончания сроков поездки (даже если тур состоится весной или летом).
  • Изменение сроков поездки или замена направления.
  • Возврат не всей, а лишь части суммы.

«При этом среди вариантов действий есть и предложение туристам все требования адресовать не к туроператору, а к турагенту. Стандартная отговорка туроператоров «где покупали там и требуйте!», — отметил Александр Байбородин.

Эксперт еще раз напомнил, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта (ст. 10, 14 Закона № 132-ФЗ, ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации). При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Возврат должен быть совершен в срок от семи дней (ст. 314 ГК РФ) до десяти дней (Закон о Защите прав потребителей, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ») с момента предъявления (вручения) туроператору требования о возврате денежных средств.

«Отказ туроператоров в возврате денежных средств за отмененные туры в Китай незаконен», — также отметил эксперт, пояснив, что :

  • указание туроператорами на фактически понесенные расходы не законно, поскольку противоречит ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и рекомендациям Ростуризма.
  • отодвигание туроператорами сроков возврата по отмененным турам в Китай также не законно, поскольку нарушает установленные законом сроки возврата денежных средств.
  • перенос поездки может осуществляться только с согласия туриста, а не ультимативно.
  • возврат части суммы противоречит ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и рекомендациям Ростуризма
  • перекладывание ответственности с туроператора на турагента противоречит статьям 9 и 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» а также судебной практике.

«Чтобы отвести удар от себя, турагенты могут разъяснить туристам их право обращаться с требованиями о возврате денег за отмененные туры в Китай к туроператорам напрямую. Право на обращение туристов с требованиями в адрес туроператоров закреплено в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в РФ» и, кроме того, подтверждается сложившейся судебной практикой», — отметил эксперт.

  • Порядок действий туристов может быть следующим:
  • Обратиться к туроператору с письменным требованием о возврате денежных средств. Сведения о туроператоре содержатся в приложении к договору о реализации туристского продукта.
  • Заявление желательно составить со ссылкой на все необходимые законы.
  • Важно правильно отправить заявление, в том числе:
  • направить почтой на юридический адрес туроператора с уведомлением о вручении,
  • отвезти под роспись в офис туроператора (по желанию, для большей надежности),
  • отправить по электронной почте (для ускорения решения вопроса).
  • Выждать 10 календарных дней с момента получения требования туроператором.
  • Обратиться в суд с иском о взыскании денежных средств. Иски могут предъявляться по месту нахождения туроператора или по месту жительства туриста – по усмотрению туриста.

При этом турагентов эксперт предупреждает, что при рассмотрении дел по отказам от туров в Китай, с большой долей вероятности, есть риск следующих заявлений.

  • заявить первым делом, что все деньги были оплачены агенту, а значит и взыскивать надо с агента,
  • привлечь турагента соответчиком,
  • придраться к договору турагента с туристом,
  • затягивать дело под любым предлогом (ознакомление с иском, предоставление новых доказательств, допрос «важных» свидетелей),
  • найти другие зацепки лишь бы не платить.

«Любая ошибка будет использована против турагента или туриста. В лучшем случае дело затянется на год. В худшем – вся вина ляжет на турагента», — также отметил Александр Байбородин.

➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал ТУРИСТИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ на Яндекс.Дзен ← для этого кликните тут!

Источник: tourprom.ru