Подпишитесь на туристические новости:
-
Подписка.Mail
Положен ли туристам возврат средств за несостоявшиеся туры в Китай и как поступать турагентствам, «традиционно» оказавшимся в зоне риска между туристами и туроператорами. Рекомендации по этому вопросу представили юристы компании «Юристы для турбизнеса: Байбородин и партнеры».
Эксперты напомнили, что еще 24 января Ростуризм заявил о наличии обстоятельств, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности туристов, находящихся в Китайской Народной Республике, связанной с участившимися случаями заражения новым коронавирусом. «Согласно заявлению Ростуризма от 24 января 2020 года, в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта или изменения его условий (ст. 10, 14 Закона № 132-ФЗ, ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации). При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта», — прокомментировал Александр Байбородин, глава юридической компании. При этом судя по сообщениям турагентств, с возвратом средств возникают проблемы. Варианты туроператоры предлагают следующие:
- Возврат денег за отмененные туры в Китай за вычетом расходов по туру.
- Возврат денежных средств в будущем без указания каких-либо сроков (например, возврат «в течение двух месяцев после возобновления обслуживания с КНР»)
- Возврат денег после окончания сроков поездки (даже если тур состоится весной или летом).
- Изменение сроков поездки или замена направления.
- Возврат не всей, а лишь части суммы.
«При этом среди вариантов действий есть и предложение туристам все требования адресовать не к туроператору, а к турагенту. Стандартная отговорка туроператоров «где покупали там и требуйте!», — отметил Александр Байбородин.
Эксперт еще раз напомнил, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта (ст. 10, 14 Закона № 132-ФЗ, ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации). При расторжении такого договора до начала путешествия туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта. Возврат должен быть совершен в срок от семи дней (ст. 314 ГК РФ) до десяти дней (Закон о Защите прав потребителей, ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ») с момента предъявления (вручения) туроператору требования о возврате денежных средств.
«Отказ туроператоров в возврате денежных средств за отмененные туры в Китай незаконен», — также отметил эксперт, пояснив, что :
- указание туроператорами на фактически понесенные расходы не законно, поскольку противоречит ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и рекомендациям Ростуризма.
- отодвигание туроператорами сроков возврата по отмененным турам в Китай также не законно, поскольку нарушает установленные законом сроки возврата денежных средств.
- перенос поездки может осуществляться только с согласия туриста, а не ультимативно.
- возврат части суммы противоречит ст. 14 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и рекомендациям Ростуризма
- перекладывание ответственности с туроператора на турагента противоречит статьям 9 и 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» а также судебной практике.
«Чтобы отвести удар от себя, турагенты могут разъяснить туристам их право обращаться с требованиями о возврате денег за отмененные туры в Китай к туроператорам напрямую. Право на обращение туристов с требованиями в адрес туроператоров закреплено в Федеральном Законе «Об основах туристской деятельности в РФ» и, кроме того, подтверждается сложившейся судебной практикой», — отметил эксперт.
- Порядок действий туристов может быть следующим:
- Обратиться к туроператору с письменным требованием о возврате денежных средств. Сведения о туроператоре содержатся в приложении к договору о реализации туристского продукта.
- Заявление желательно составить со ссылкой на все необходимые законы.
- Важно правильно отправить заявление, в том числе:
- направить почтой на юридический адрес туроператора с уведомлением о вручении,
- отвезти под роспись в офис туроператора (по желанию, для большей надежности),
- отправить по электронной почте (для ускорения решения вопроса).
- Выждать 10 календарных дней с момента получения требования туроператором.
- Обратиться в суд с иском о взыскании денежных средств. Иски могут предъявляться по месту нахождения туроператора или по месту жительства туриста – по усмотрению туриста.
При этом турагентов эксперт предупреждает, что при рассмотрении дел по отказам от туров в Китай, с большой долей вероятности, есть риск следующих заявлений.
- заявить первым делом, что все деньги были оплачены агенту, а значит и взыскивать надо с агента,
- привлечь турагента соответчиком,
- придраться к договору турагента с туристом,
- затягивать дело под любым предлогом (ознакомление с иском, предоставление новых доказательств, допрос «важных» свидетелей),
- найти другие зацепки лишь бы не платить.
«Любая ошибка будет использована против турагента или туриста. В лучшем случае дело затянется на год. В худшем – вся вина ляжет на турагента», — также отметил Александр Байбородин.
➔ Смотрите новости на смартфоне? Подпишитесь на новости туризма от Турпрома в Google News: это свежие идеи для путешествий, туристические новости и подборки по распродажам туров и авиабилетов! Либо подпишитесь на канал ТУРИСТИЧЕСКИХ НОВОСТЕЙ на Яндекс.Дзен ← для этого кликните тут!
Источник: tourprom.ru