Уоррен Баффетт Фото Getty Images
В очередном послании акционерам Уоррен Баффет впервые поднял вопрос транзита: как компания будет жить без своего основателя? Уход Баффета чреват последствиями не только для акционеров Berkshire Hathaway, но и для всего мирового инвестиционного сообщества
В новом послании Уоррена Баффета акционерам Berkshire Hathaway по традиции подводятся итоги прошедшего года и ставятся задачи на будущее. Одним из отличительных моментов этого письма стал акцент на то, как компания будет жить после ухода своего основателя и многолетнего руководителя.
Вопрос этот не новый, и время от времени он в том или ином виде поднимался инвесторами во всем мире. Трудно представить себе Berkshire без Баффета, однако в этом году ему должно исполнится 90 лет, а его ближайшему соратнику и другу Чарли Мангеру уже 96. И хотя Баффет неоднократно заявлял, что в компании существует план «наследования» и акционерам не о чем волноваться, подробности этого плана пока не обнародованы, что вызывает определенную тревогу среди тех, кто владеет акциями Berkshire.
К этому нужно добавить и то обстоятельство, что в последние годы достижения гуру весьма скромные. Например, за последние 12 месяцев акции Berkshire показали рост в размере 18,9%, а индекс S&P 500 за это же время вырос на 29% (здесь и далее данные на 24.02.2020). И это не единичный случай: компания Баффета проиграла соревнование с рынком, и в 2015-м, и в 2016 году, а в 2017-м они пришли к финишу практически с одинаковыми результатами.
Правда, за период 1965–2019 годов среднегодовой рост акций Berkshire составляет 20,3%, а S&P 500 (включая дивиденды) — всего 10,0%. Но это в основном заслуга прошлых лет легендарного гуру.
О чем это говорит? Наверное, о многом, включая большую конкуренцию на рынке инвестиций, широкое внедрение новых методов работы, в том числе различных алгоритмических систем и возможностей принятия решений на основе анализа big data. Однако в добавление к этому естественно встает вопрос о том, насколько эффективна сейчас «машина» инвестирования, построенная Баффетом, не требуются ли ее перенастройка и не пора ли новым людям взять на себя руководство компанией.
Можно не волноваться?
Наверное, понимание всего этого и многого другого привело к тому, что в своем послании акционерам Уоррен Баффет выделил специальный фрагмент, который назвал The Road Ahead. Смысл этих слов лучше передать следующим образом: «Что будет дальше?» Гуру пишет о своем скором уходе и о том, что он предусмотрел на этот случай, чтобы никто из инвесторов не
пострадал.
Я позволю себе дать объемную выдержку, с которой начинается эта часть письма Баффета, чтобы читатель лучше прочувствовал саму ситуацию, а также мужество и мудрость человека, который писал эти строки.
«Три десятилетия назад мой друг на Среднем Западе, Джо Розенфилд, которому тогда было 80 лет, получил раздражающее письмо из местной газеты. Оказалось, газета запросила биографические данные, которые она планировала использовать в некрологе Джо. Джо не ответил. И что? Месяц спустя он получил второе письмо из газеты — с пометкой «СРОЧНО».
Мы с Чарли [Мангер] давно вошли в опасную зону. Это не совсем хорошие новости для нас. Но акционерам Berkshire не нужно беспокоиться: ваша компания на 100% готова к нашему «отъезду».
Свою уверенность в этом Баффет подкрепил пятью факторами. Если быть кратким, то речь идет главным образом о том, как хорошо дивесифицирован холдинг, как он надежно устроен и какие прекрасные результаты показывает. Компанией управляет команда высококвалифицированных специалистов, «для которых руководить Berkshire — нечто гораздо большее, чем просто иметь высокооплачиваемую и/или престижную работу». Думаю, что для инвестора здесь ничего нового не прозвучало, он и так был в курсе того, как организован и работает этот гигант.
Интересно другое: после ухода Баффет планирует выставить на рынок свои акции постепенно, в течение 13-15 лет. Это означает, что не следует опасаться резкого падения цен на эти бумаги, связанного с разовой продажей большого пакета. Данное намерение гуру как бы говорит всем нам следующее: «Я уверен в долгосрочной ценности своих и ваших инвестиций в акции Berkshire».
Полная процедура работы с его активами подробно описана в личном завещании. Все деньги предназначены различным благотворительным фондам. Конечно, владельцы акций Berkshire с нетерпением ждут, когда
наконец-то будет официально названо имя или имена тех, кто подхватит «знамя» и продолжит дело великого мастера. К сожалению, на этот вопрос послание Баффета ответа не дает. Однако есть подсказка, которая все же предоставляет нам некоторую пищу для размышлений.
2 мая пройдет ежегодное собрание акционеров Berkshire. В этой связи Баффет пишет, что «в нашем формате произойдет одно важное изменение: у меня были предложения от акционеров, СМИ и членов совета директоров о том, что Аджиту Джайну (Ajit Jain) и Грегу Абелю (Greg Abel) — нашим двум ключевым операционным менеджерам — следует уделить больше внимания на собрании. Это изменение имеет большой смысл. Они выдающиеся личности как менеджеры и как люди, и вы должны услышать больше от них».
Тем, кто внимательно следит за Berkshire Hathaway, эти имена уже знакомы. В январе 2018 года Баффет сделал весьма серьезный шаг: он назначил этих двух высокопоставленных менеджеров компании на должности вице-председателей совета директоров — на ту же должность, что и у давнего партнера Баффета Чарли Мангера. Этим он дал понять, что в конечном счете один из них может оказаться в роли лидера.
Все будет непросто
Вот такие у нас исходные данные на сегодняшний день, чтобы попытаться ответить на вопросы, которые стоят перед инвесторами во всем мире: что делать сейчас с акциями Berkshire? Что будет с компанией после ухода гуру?
Думаю, что, как это ни грустно, нужно признать, что без Баффета компания Berkshire уже будет представлять собой совершенно другую ценность по сравнению с тем временем, когда ее возглавлял один из величайших инвесторов и мудрецов нашего времени. Скорее всего, это будет «обычный» крупный холдинг, с которого сойдет ореол исключительности, и ему придется столкнуться со множеством проблем в послебаффеттовскую эпоху.
При всем уважении к нынешним кандидатам на должность главного лица в компании, они ничем особо выдающимся себя пока не зарекомендовали, и массовый инвестор увидит в этих именах скорее минус, чем плюс. Возможно, Уоррену Баффету следовало гораздо раньше начинать говорить об этих людях, «стоять» рядом с ними, элементарно раскручивать эти имена в глазах глобального инвестора.
Вызывает справедливый вопрос и размер Berkshire, куда входят десятки частных компаний из различных отраслей: страхования, строительства, транспорта, торговли и т. д. Наряду с инвестициями на фондовом рынке, о которых больше всего информированы инвесторы, они составляют «разношерстный» конгломерат, который, возможно, следует реструктурировать, чтобы дать Berkshire новый мощный импульс к более современному и динамичному развитию.
Возможно, что со временем новое руководство придет к выводу о необходимости начать выплаты дивидендов акционерам, что могло бы существенно повлиять на рост стоимости акций компании. Однако вероятнее всего, что это «оружие» наследники Баффета припасут на трудные времена.
В общем, как мне представляется, после Баффета все будет не очень просто, и даже возможно, что придется пройти через определенные трудности. Это должен понимать каждый инвестор, который уже имеет в своем портфеле акции Berkshire, и тот, который только думает их покупать. Исходя из этого, пожалуй, и следует строить свои планы на будущее.
редакция рекомендует
Почему 88-летний Уоррен Баффетт не собирается на пенсию
Аукцион за обед с Баффеттом выиграл основатель блокчейн-платформы из Китая
Волшебник из Омахи: как Уоррен Баффетт покорил Уолл-стрит
«Я был идиотом». Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта впервые инвестировала в Amazon
Источник: forbes.ru